11 февраля 1938 г. газетные
заголовки запестрели сообщениями
о том, что в полдень накануне
один из истребителей Hawker
Hurricane, пилотируемый Дж. У.
Гилланом, перелетел из Тенхауса
в Шотландии в Нортхолт, покрыв
расстояние 526 км за 48 мин. со
средней скоростью почти 658
км/час.
Великолепный для своего времени
истребитель Hawker Hurricane Мк
I начал проектироваться еще в
1933 г., когда главный
конструктор компании Hawker
Сидней Кэмм решил создать
истребитель-моноплан на базе
биплана Fury, используя в
качестве силовой установки
двигатель Rolls-Royce Goshawk.
По мере продвижения разработки
последний был заменен на
двигатель Rolls-Royce P.V.12
Merlin, и компания Hawker начала
сборку опытного самолета,
отвечающего техническому заданию
F.36/34 Министерства авиации.
Первый полет опытного образца
состоялся 6 ноября 1935 г.
Самолет имел убирающееся шасси,
подкосное хвостовое оперение,
стандартный фюзеляж конструкции
компании Hawker с полотняной
обшивкой, новое двухлонжеронное
крыло с такой же обшивкой и
двигатель Rolls-Royce Merlin С
мощностью 990 л.с. Официальные
испытания начались в феврале
1936 г., и вскоре были легко
превышены самые оптимистичные
предположения о скоростных
характеристиках нового
истребителя.
3 июня 1936 г. компанией Hawker
был получен первоначальный заказ
на 600 серийных машин. Компания
предвидела получение контракта,
и ее планы на производство 1000
экземпляров уже начали
осуществляться, когда был
получен новый заказ Министерства
авиации. В заказе, однако,
ставилось условие применения
двигателя Merlin II, что привело
к некоторой задержке, но в
результате предварительных
приготовлений серийный Hurricane
Mk I смог свой совершить первый
полет 12 октября 1937 г. К концу
1938 г. в истребительную авиацию
ВВС Великобритании было
поставлено около 200 самолетов
Hurricane. Затем появились планы
дополнительного производства
этих истребителей компанией
Gloster Aircraft.
Первый серийный самолет,
произведенный этой компанией,
поднялся в воздух 27 октября
1939 г. За срок немногим более
года компания Глостер произвела
1000 экземпляров самолета
Hurricane; общее количество
Hurricane Mk I должно было
достичь 1850 машин, плюс 1924
самолета, произведенных
компанией Hawker. Полотняная
обшивка крыла была заменена на
металлическую несущую, а среди
других прогрессивных улучшений
была установка двигателя Merlin
III, пуленепробиваемого
ветрового стекла и бронезащиты.
Компания Hawker нашла время для
выполнения небольших
производственных заказов для
Югославии, Бельгии, Ирана,
Польши, Румынии и Турции. Были
также заключены договоры на
производство моделей Hurricane в
Канаде компаниями Canadian Car и
Foundry Co. Первый серийный
экземпляр совершил полет 9
января 1940 г. Канадские
истребители сначала были очень
сходны с моделью британского
производства Hurricane Mk I, но
позднее на них стал
устанавливаться двигатель Merlin
производства компании Packard. В
начале Второй мировой войны 19
эскадрилий ВВС Великобритании
были полностью укомплектованы
самолетами Hurricane.
К началу германского наступления
на запад в мае 1940 г., восемь
из них были перебазированы во
Францию, но этого было явно
недостаточно, чтобы
противостоять Люфтваффе.
Подсчет, проведенный после битвы
под Дюнкерком, показал, что
почти 200 самолетов Hurricane
были уничтожены или так сильно
повреждены, что их пришлось
списывать. Это было главной
потерей для ВВС Великобритании,
так как такое количество
самолетов составляло почти
четверть боевых истребителей. К
счастью для Великобритании и ее
ВВС, предполагавшееся вторжение
Германии на Британские острова
не осуществилось, и появилось
время для передышки, во время
которой эскадрильи
истребительной авиации получили
возможность пополнить свои ряды.
К 8 августа 1940 г., которое
официально считается началом
«Битвы за Англию» в воздухе, ее
ВВС располагали 32 эскадрильями
самолетов Hurricane и 19
эскадрильями самолетов
Supermarine Spitfire. Несмотря
на разгром при Дюнкерке и
появившуюся в результате этого
нехватку истребителей в
Великобритании, три эскадрильи
самолетов Hurricane были
переправлены за границу для
поддержки острова Мальта и для
использования в Норвегии и
Бельгии, в Северной Африке и
Бирме. Особой популярностью
пользовалась версия
истребителя-бомбардировщика.
Участвовал в
советско-финляндских войнах (в
ВВС Финляндии) 1939-1940 и
1941-1944 гг.
С сентября 1941 г. широко
применялся в ВВС СССР (ленд-лиз)
по всему фронту (поставлено 2952
экз. Mk.II, IV, V, X).
Состоял на вооружении RAF до
1947 г.
ЛТХ |
Hurricane Mk.II |
Экипаж, чел |
1 |
Размах крыла, м |
12.19 |
Длина, м |
9.81 |
Высота, м |
3.98 |
Площадь крыла, кв.м |
23.93 |
Масса пустого
самолёта, кг |
2569 |
Масса нормальная
взлётная, кг |
3649 |
Макс. скорость на
высоте, км/ч |
529 |
Практическая
дальность, км |
1480 |
Максимальная
скороподъёмность, м/мин |
838 |
Практический
потолок, м |
10850 |
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность одного, л.с. |
1 |
ПД |
Rolls-Royce Merlin
XX |
1 |
1280 |
Авиационное
артиллерийское оружие
|
Вариант |
Тип |
Модель |
Калибр, мм |
Кол-во |
Боекомплект |
1 |
Пушка |
Hispano |
20 |
4 |
|
2 |
Пулемет |
УБК |
12,7 |
2 |
|
Пушка |
ШВАК |
20 |
2 |
|
Авиационные средства
поражения |
Вариант |
Тип |
Модель |
Масса, кг |
Кол-во |
Нагрузка, кг |
1 |
Бомба |
|
113 |
2 |
|
2 |
Бомба |
|
227 |
2 |
|
3 |
РС |
РС-82 |
|
8 |
|
Классификаторы |
Базовое применение |
Истребитель |
Другое применение |
Истребитель-бомбардировщик,
штурмовик |
Тип двигателя |
Поршневой |
Тип фюзеляжа |
Однофюзеляжный |
Конструкция крыльев |
Моноплан (низкоплан) |
Тип оперения |
Нормальное
однокилевое |
Тип ВПУ |
Сухопутный
трехопорный (хвост.) |
Расположение
двигателей |
В фюзеляже |
Происхождение |
Иностранный
(ленд-лиз) |
Произведено |
|
Модификации |
Модель |
Описание |
Mk. I |
Базовая модификация
с двигателем Rolls-Royce
Merlin III в 1030 л.с. |
Mk. II |
Как Mk.I; двигатель
Merlin XX (1280 л.с.),
серия 1, конверсия Mk.I;
на серии 2 была удлинена
носовая часть фюзеляжа. |
Mk. IIB |
Модификация Mk.IIA;
вооружение: 12x7,7-мм
пулеметов Browning. |
Mk. IIC |
Как Mk.IIB;
вооружение: 4х20-мм
пушки Hispano. |
Mk. IID |
Версия штурмовика;
вооружение 2х40-мм пушки
Rolls-Royce B.F. или
Vickers тип S, 2x7,7-мм
пулемета. |
Mk. IV |
Версия
истребителя-бомбардировщика;
тропический вариант;
увеличен радиатор;
усилено бронирование;
установлено
универсальное крыло;
вооружение: 2x7,7-мм
пулемета (неподвижные, в
крыле), 2х40-мм пушки
или бомбы, или ракеты. |
Mk. V |
Конверсия 2 экз.
Mk.IV с двигателем
Merlin 32 и
четырехлопастным винтом;
поздние самолеты
конвертированы в Mk.IV. |
Mk. X |
Двигатель Packard
Merlin 28; вооружение:
8х7,69-мм пулеметов. |