Самолет Кёртисс Р-40 Уорхоук (Curtiss
P-40 Warhawk) считается одним из
лучших истребителей Второй
мировой войны. До завершения
производства в декабре 1944 г. в
общей сложности было построено
15000 таких самолетов.
Движение по направлению к
самолету, который компания
назвала Модель 81, началось в
1937 г., когда планер прототипа
Модель 75 был модифицирован для
размещения в нем рядного
двигателя Аллисон (Allison)
V-1710–11 мощностью 858 кВт
(1150 л. с.). В таком виде
самолет Модель 751 стал первым
американским истребителем,
оказавшимся способным превысить
скорость в 483 км/ час (300
миль/час). Он проходил оценку в
Авиационном корпусе США под
обозначением XP-37. Несмотря на
сложности с двигателем и
нагнетателем, был очевиден
большой потенциал конструкции.
Поэтому 13 из предназначенных
для летных испытаний моделей
было заказано под обозначением
YP-37 с улучшенным двигателем
V-1710–21, немного удлиненным
фюзеляжем и новым нагнетателем B
- 2 . Немного позже десятый
самолет P-36A был оборудован
новым двигателем Аллисон
V-1710–19 мощностью 865 кВт
(1160 л. с.) вместо
звездообразного двигателя
Пратт-Уитни (Pratt & Whitney)
R-1830–13 мощностью 783 кВт
(1050 л. с.) и совершил свой
первый полет 14 октября 1938 г.
В мае 1939 г. этот самолет
Модель 75P (к тому времени
названный XP-40) участвовал в
соревновании с прототипами
других истребителей и был выбран
для производства, как наиболее
отвечающий требованиям
Авиационного корпуса армии США.
27 апреля 1939 г. было заказано
524 серийных самолета P-40
(Модель 81).
Ровно через год, в мае 1940 г.,
самолеты P-40 начали сходить с
конвейера, а первые три
экземпляра стали использоваться
для эксплуатационных испытаний.
Они отличались от самолетов
XP-40 тем, что имели менее
мощный двигатель с
турбонагнетателем Аллисон
V-1710–33 и два пулемета калибра
7,62 мм (0,3 дюйма),
установленные в крыльях
дополнительно к двум синхронным
пулеметам калибра 12,7 мм (0,5
дюйма), располагавшимся в
носовой части фюзеляжа. К
сентябрю 1940 г. в Авиационный
корпус армии США было поставлено
200 таких самолетов. Перед этим,
в апреле 1940 г., производство
было ориентировано на выпуск, в
первую очередь, 185 сходных
истребителей Хоук 81-A1,
заказанных Францией. Но вместо
этого, они были переданы Англии,
где получили обозначение
Томахоук Mk I (Tomahawk Mk I) .
Следующая версия для ВВС
Великобритании (Хоук 81-A2)
получила обозначение Томахоук Mk
IIA (Tomahawk Mk IIA). Эта
модель, в основном схожая с
самолетом Авиационного корпуса
армии США P-40B (Модель 81-B),
имела самогерметизирующиеся
топливные баки, броню и была
вооружена двумя установленными в
крыльях пулеметами калибра 7,7
мм (0,303 дюйма).
К несчастью, увеличение веса,
произошедшее в результате всех
модернизаций, привело к
ухудшению летных характеристик,
а самогерметизирующиеся
топливные баки и установка в
крыльях еще двух пулеметов на
модели P-40C ухудшили их еще
больше. Всего было построено 930
самолетов этой версии для ВВС
Великобритании (Хоук 81-A3), и
те‚ которые поступили на
вооружение‚ получили обозначение
Томахоук Mk IIB. У них было
американское радиооборудование и
шесть пулеметов калибра 7,7 мм
(0,303 дюйма).
Сотня самолетов Хоук 81-A3,
предназначавшихся ВВС
Великобритании, была передана в
Китай; 90 из них попали в
Американскую добровольческую
группу, действующую из Кунминга
и Мингаладона. В СССР было
передано по ленд-лизу 49
самолетов из США, а еще 146 -
через Великобританию. Небольшое
количество машин попало в ВВС
Турции.
Некоторые американские самолеты
P-40 были переделаны в 1941 г.
для использования их в
разведывательных целях, под
обозначением RP-40, но Кёртисс
уже начал реконструкцию самолета
Хоук 81-A в попытке улучшить его
летные характеристики и
эффективность. Изменения
включали в себя установку
двигателя Аллисон V-1710–39
мощностью 858 кВт (1150л.с.),
который мог поддерживать такую
выходную мощность до высоты в
3565 м (11700 футов), усиление
брони, установку в крыльях
четырех пулеметов калибра 12,7
мм (0,5 дюйма), а также
подфюзеляжное крепление для 227
кг (500 фунтов) бомб или
сбрасываемого топливного бака
объемом 197 литров.
Этот самолет совершил свой
первый полет 22 мая 1941 г. под
названием Киттихоук Mk I
(Kittyhawk Mk I), будучи
заказанным Великобританией под
этим названием. Кёртисс назвал
модель Хоук 87-A2. Авиационный
корпус армии США тоже заказал
эту версию в сентябре 1940 г. с
обозначением P-40D. Только
первые 22 из поставленных ВВС
США самолетов были вооружены
четырьмя установленными в
крыльях пулеметами, а остальные
имели по шесть пулеметов и
обозначение P-40Е (Модель
87-B2).
В общей сложности 1500 самолетов
этой модели под названием
P-40E-1 (Хоук 87– А-3 и А-4) ВВС
США поставили по ленд-лизу в
Англию, где эта модель была
названа Киттихоук Mk IA.
ЛТХ |
P-40Q |
Экипаж, чел |
1 |
Размах крыла, м |
11.38 |
Длина, м |
9.5 |
Высота, м |
3.22 |
Площадь крыла, кв.м |
21.92 |
Масса пустого
самолёта, кг |
2880 |
Масса нормальная
взлётная, кг |
4173 |
Макс. скорость на
высоте, км/ч |
539 |
Практическая
дальность, км |
1368 |
Практический
потолок, м |
8840 |
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность одного, л.с. |
1 |
ПД |
Allison V-1710-39 |
1 |
1150 |
Авиационное
артиллерийское оружие
|
Вариант |
Тип |
Модель |
Калибр, мм |
Кол-во |
Боекомплект |
1 |
Пулемет крыльевой |
Browning |
12.7 |
6 |
|
Авиационные средства
поражения |
Вариант |
Тип |
Модель |
Масса, кг |
Кол-во |
Нагрузка, кг |
1 |
Бомба |
|
227 |
1 |
|
Бомба |
|
45 |
2 |
|
Классификаторы |
Базовое применение |
Истребитель |
Другое применение |
Истребитель-бомбардировщик |
Тип двигателя |
Поршневой |
Тип фюзеляжа |
Однофюзеляжный |
Конструкция крыльев |
Моноплан (низкоплан) |
Тип оперения |
Нормальное
однокилевое |
Тип ВПУ |
Сухопутный
трехопорный (хвост.) |
Расположение
двигателей |
В фюзеляже |
Происхождение |
Иностранный
(ленд-лиз) |
Произведено |
|
Модификации |
Модель |
Описание |
Р-40В |
Модификация Р-40;
версия истребителя; имел
броню и протестированные
баки; дополнительно
установлены 2х7,62-мм
крыльевых пулемета. |
Р-40C |
Модификация Р-40;
переконструирована
топливная система;
установлены
протестированные баки;
вооружение: 2x12,7-мм
пулемета под капотом и
4х7,62-мм крыльевых
пулемета. |
Tomahawk Mk.l |
Бывший заказ
Франции; эквивалент Р-40
для RAF; имел
дополнительные 2х7,62-мм
пулемета Browning
(неподвижный, в крыле). |
Tomahawk Mk.lIB
|
Эквивалент Р-40С для
RAF |
Р-40Е |
Версия
истребителя-бомбардировщика;
модификация P-40D; имел
дополнительные 2
пулемета (неподвижный, в
крыле). |
Р-40K |
Модификация Р-40Е;
двигатель
AllisonV-1710-73 (1325
л.с.); некоторые
самолеты имели
укороченный фюзеляж. |
Р-40M |
Модификация Р-40К;
двигатель
AllisonV-1710-81 (1200
л.с.). |
P-40N-1/15 |
Модификация P-40L и
М, имел новую
облегченную конструкцию;
вооружение: 4 пулемета
(неподвижный, в крыле). |
P-40N-20/35 |
Версия
истребителя-бомбардировщика;
двигатель Allison
V-1710-99 (1200 л.с.);
вооружение: 6 пулеметов
(неподвижный, в крыле) и
1 бомба. |
P-40N-40 |
Двигатель Allison
V-1710-115 (1200 л.с.);
мог нести 3 бомбы. |
KittyhawkMk. III |
Эквивалент Р-40К и
Р-40М для RAF; ленд-лиз;
многие переданы в RAAF и
RNZAF. |
Kittyhawk Mk.IV
|
Эквивалент P-40N для
RAF; ленд-лиз. |