21 июля 1914 года Гарро
продемонстрировал новый
аэроплан: Morane-Saulnier Type
N. Это был знакомый тип Н, но с
многогранным фюзеляжем,
состоящим из реек с полотняной
обшивкой, получившим название «монокок».
(Впоследствии этот термин
приобрел другое значение). На
самолете появился киль с рулем
поворота, а на винт надевался
большой кок. Все это придавало
самолету хорошо обтекаемую
каплевидную форму. Это дало
заметный прирост скорости. Но
самолет стал более строгим в
управлении и не обрел
популярности у пилотов.
Построено всего 49 экземпляров в
период с мая 1915 по июнь 1916
года. Кроме версии «N» с мотором
«Рон» в 60 л. с., строится
модификация «I» с 80-сильным
мотором и версия V с увеличенной
продолжительностью полета до 3,5
часа (у «N» она составляла 1,5
час, у «I» - 1,75 часа). Эти «Мораны»
поступили на вооружение в
эскадрильи MS. 12 и 49, где на
них воевали такие асы, как Жан
Наварр и Адольф Пегу.
Самолет Type N был так же
известен во Франции как Morane
Monocoque, а в Британии как
Morane Bullet. Мораны
пользовались большой
популярностью в России. Наиболее
яркими эпизодами боевой работы «Моранов»
в России были подвиги
П.Н.Нестерова и А.А.Казакова,
неоднократно описанные в
различных источниках.
Интересно, что не получивший
широкого распространения во
Франции «Моран - монокок» стал
одним из наиболее известных в
1916 году истребителей в России.
Произошло это во многом
благодаря тому, что на этих
машинах (у нас их называли
«Мормон») воевала самая
результативная на
русско-германском фронте первая
боевая авиагруппа Казакова. Всею
в нашу страну поступило 11
«Мормонов».
Машины поставлялись без
вооружения и уже на месте их
оснастили не «Гочкиссами» с
отсекателями, а гораздо более
эффективными синхронными
пулеметами «Виккерс»,
полученными незадолго до этого
из Англии. Благодаря этому, а
также мастерству наших пилотов «казаковцы»
сбили на «Мормонах» не менее
десятка вражеских аэропланов.
Германским летчикам с Восточного
фронта была хорошо знакома
эмблема первой российской
авиагруппы - череп ( «адамова
голова»), изображенный у всех ее
самолетов на хвостовом оперении.
В 1917 году, когда первенство в
небе полностью захватили
маневренные бипланы, на фирме
«Моран-Солнье» решили превратить
свой самолет в биплан. На
фюзеляж типа N поставили
бипланную коробку, а к названию
добавили литеру «А». В
зависимости от типа мотора
прибавлялась еще одна буква.
Так, например, «Моран-Солнье»
тип ANR - был с мотором «Рено»,
ANB - с мотором «Бугатги», ANL -
с мотором «Либерти», ANS - с
мотором «Сальмсон». Серийно
строились только ANR и ANS под
обозначением MoS-35 и MoS-36. В
России был проект создания на
базе «Морана» двухместного
биплана - разведчика,
вооруженного двумя пулеметами
«Виккерс» с мотором «Рон» в
110л. с. На заводе «Дукс»
предпринималась попытка
налаживания выпуска такого
«Морана» - биплана (у нас, его
называли «Морбип»). Но по своим
характеристикам он, как и
«Мормон», уже уступал
современным ему самолетам и
поэтому от производства вскоре
отказались, да и на западе
«Моран-биплан» не оставил
заметного следа.
ЛТХ |
Type N |
Размах крыла, м |
8.20 |
Длина, м |
5.85 |
Высота, м |
2.25 |
Площадь крыла, м2 |
11.00 |
Масса, кг |
|
Масса пустого
самолета, кг |
388 |
Масса нормальная
взлетная, кг |
660 |
Тип двигателя |
1 ПД Le Rhone 9J |
Мощность, л.с. |
1 х 110 |
Максимальная
скорость , км/ч |
177 |
Крейсерская скорость
, км/ч |
144 |
Продолжительность
полета, ч.мин |
1.30 |
Максимальная
скороподъемность, м/мин |
167 |
Практический
потолок, м |
4000 |
Экипаж |
1 |
Вооружение |
один неподвижный
8-мм пулемет Hotchkiss ,
или один 7.7-мм пулемет
Vickers или Lewis |