иностранная военная авиация
Иностранная авиация
Бомбардировщики
Самолеты разведчики

Morane-Saulnier N «Monocoque»

Morane-Saulnier N «Monocoque»

21 июля 1914 года Гарро продемонстрировал новый аэроплан: Morane-Saulnier Type N. Это был знакомый тип Н, но с многогранным фюзеляжем, состоящим из реек с полотняной обшивкой, получившим название «монокок». (Впоследствии этот термин приобрел другое значение). На самолете появился киль с рулем поворота, а на винт надевался большой кок. Все это придавало самолету хорошо обтекаемую каплевидную форму. Это дало заметный прирост скорости. Но самолет стал более строгим в управлении и не обрел популярности у пилотов. Построено всего 49 экземпляров в период с мая 1915 по июнь 1916 года. Кроме версии «N» с мотором «Рон» в 60 л. с., строится модификация «I» с 80-сильным мотором и версия V с увеличенной продолжительностью полета до 3,5 часа (у «N» она составляла 1,5 час, у «I» - 1,75 часа). Эти «Мораны» поступили на вооружение в эскадрильи MS. 12 и 49, где на них воевали такие асы, как Жан Наварр и Адольф Пегу.
Самолет Type N был так же известен во Франции как Morane Monocoque, а в Британии как Morane Bullet. Мораны пользовались большой популярностью в России. Наиболее яркими эпизодами боевой работы «Моранов» в России были подвиги П.Н.Нестерова и А.А.Казакова, неоднократно описанные в различных источниках.

Интересно, что не получивший широкого распространения во Франции «Моран - монокок» стал одним из наиболее известных в 1916 году истребителей в России. Произошло это во многом благодаря тому, что на этих машинах (у нас их называли «Мормон») воевала самая результативная на русско-германском фронте первая боевая авиагруппа Казакова. Всею в нашу страну поступило 11 «Мормонов».

Машины поставлялись без вооружения и уже на месте их оснастили не «Гочкиссами» с отсекателями, а гораздо более эффективными синхронными пулеметами «Виккерс», полученными незадолго до этого из Англии. Благодаря этому, а также мастерству наших пилотов «казаковцы» сбили на «Мормонах» не менее десятка вражеских аэропланов. Германским летчикам с Восточного фронта была хорошо знакома эмблема первой российской авиагруппы - череп ( «адамова голова»), изображенный у всех ее самолетов на хвостовом оперении.

В 1917 году, когда первенство в небе полностью захватили маневренные бипланы, на фирме «Моран-Солнье» решили превратить свой самолет в биплан. На фюзеляж типа N поставили бипланную коробку, а к названию добавили литеру «А». В зависимости от типа мотора прибавлялась еще одна буква. Так, например, «Моран-Солнье» тип ANR - был с мотором «Рено», ANB - с мотором «Бугатги», ANL - с мотором «Либерти», ANS - с мотором «Сальмсон». Серийно строились только ANR и ANS под обозначением MoS-35 и MoS-36. В России был проект создания на базе «Морана» двухместного биплана - разведчика, вооруженного двумя пулеметами «Виккерс» с мотором «Рон» в 110л. с. На заводе «Дукс» предпринималась попытка налаживания выпуска такого «Морана» - биплана (у нас, его называли «Морбип»). Но по своим характеристикам он, как и «Мормон», уже уступал современным ему самолетам и поэтому от производства вскоре отказались, да и на западе «Моран-биплан» не оставил заметного следа.

ЛТХ Type N
Размах крыла, м 8.20
Длина, м 5.85
Высота, м 2.25
Площадь крыла, м2 11.00
Масса, кг  
Масса пустого самолета, кг 388
Масса нормальная взлетная, кг 660
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone 9J
Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость , км/ч 177
Крейсерская скорость , км/ч 144
Продолжительность полета, ч.мин 1.30
Максимальная скороподъемность, м/мин 167
Практический потолок, м 4000
Экипаж 1
Вооружение один неподвижный 8-мм пулемет Hotchkiss , или один 7.7-мм пулемет Vickers или Lewis

Истребители
Транспортные самолеты
Реклама
Учебно-тренировочные
Морские самолеты