Фирма - «Акционерное общество
самолетов Моран-Солнье» была
основана во Франции 10 октября
1911 года братьями Леоном и
Робертом Моранами в содружестве
с Раймондом Солнье. Впоследствии
она получила широкую известность
созданием и развитием серии
классических монопланов. Первый
самолет фирмы «Моран-Солнье» тип
А появился в конце 1911 года. Он
представлял собой одноместный
моноплан с ротативным двигателем
«Гном» мощностью 50 л. с. Как и
большинство монопланов того
времени, он управлялся по крену
с помощью гоширования (перекоса)
крыльев. Самолет представили в
Технический отдел FAM (Frence
Avation Militaire - Французская
военная авиация), где он
произвел положительное
впечатление и был принят на
вооружение под обозначением
M.S.11.
Новый аэроплан понравился не
только во Франции. Царская
Россия проявила к нему большой
интерес и выдала фирме заказ на
несколько самолетов с более
мощными двигателями в 80 л. с.
Эти машины получили обозначение
М.S. тип G. Правительство
Румынии тоже заказало два
самолета.
В 1912 году появились «Мораны» G
и Н, ставшие дальнейшим
развитием выбранной схемы. Тип G
был двухместным, пилот и
пассажир размещались в кабине на
одном сиденье, по форме
напоминавшем гитару. Тип Н имел
такой же фюзеляж, но был
одноместным. Главным отличием
этих модификаций стал размах
крыла. У типа Н - 9,3 м, a y G -
10,2 м. Площади их
соответственно составляли 14 и
16 кв. м. Отсюда и различие в
пилотажных характеристиках. Н
более скоростной, но менее
грузоподъемный. Визуально это
различие проявлялось в лишней
паре расчалок (по 2 и 3 на
крыло) и отсутствии одного
лонжерона. Часто путают
обозначения этих самолетов,
называя оба типом G с 14-и
16-метровым крылом (эта
неточность отражена в
справочнике В.Б.Шаврова).
Конструкция этих монопланов была
общей для всех ранних «Моранов».
Фюзеляж четырехугольного
сечения, сходивший к хвосту на
острую горизонтальную грань.
Каркас фюзеляжа из деревянных
реек. Самолет обшивался
полотном. Швы были заклеены
текстильной лентой с зубчатыми
краями. Профиль крыла тонкий,
сильно вогнутый, сделан по
аналогии с птичьим крылом.
Оперение не имело киля и
стабилизатора и состояло из
цельноповоротных рулей высоты и
направления. Их каркасом служили
стальные трубы, обтянутые
полотном.
Шасси двухколесное с хвостовым
костылем. Стойками служила ферма
из стальных труб каплевидного
сечения. Амортизация -
резиновыми шнурами. Элероны
отсутствовали. Гоширование
крыльев производилось с помощью
штурвала. Вся проводка
управления тросовая. Эти «Мораны»,
как и все последующие, имели по
два топливных бака. Первый
располагался непосредственно за
мотором и имел отдельную емкость
для масла, второй - за кабиной
пилота. Винт деревянный типа
«Интеграл». Запакованный в ящик
аэроплан можно было собрать и
подготовить к полету всего за
десять минут.
Первым дальним перелетом,
предпринятым на самолетах фирмы,
стал полет Мориса Табюта из
Парижа в По. Причем общественный
резонанс после его успешного
завершения можно было сравнить с
полетом Гагарина в космос.
Вторым значительным успехом «Морана-Солнье»
стал перелет Париж - Мадрид,
предпринятый в том же 1911 году.
В 1912 году в Тунисе пилот
Роланд Гарро на самолете «Моран-Солнье»
установил рекорд высоты в 5610
метров. Надо сказать, что этот
пионер авиации очень много
сделал для развития летательных
аппаратов с маркой «М.S.» и
создания их прочной хорошей
репутации.
В 1913 году в Великобритании
английский пилот Густав Хэмел
выиграл на «Моране» Н с серийным
номером 482 кубок Воздушного
Дерби, показав скорость 122,3
км/ч. Причем его аппарат имел
дополнительные растяжки на
крыльях для повышения прочности,
чем очень напоминал тип G и
затруднял идентификацию
самолета. Впоследствии он был
передан в Центральную летную
школу RFC - Королевского
воздушного корпуса.
Вскоре за этим, 23 сентября,
Роланд Гарро на «Моране» G с
60-сильным мотором «Гном»
пересек Средиземное море.
Стартовав из Сан-Рафаэля и
пролетев 740 км за 8 часов, он
благополучно приземлился в
Бизерте. 14 января 1914 года
летчик Марк Пурп отправился в
воздушный рейд по маршруту
Каир-Хартум-Каир, протяженностью
4400 км, который он с успехом
закончил 3 февраля.
Столь значительные успехи
побудили авиационную компанию
Гремаха Уайта, расположенную в
Хендоне, купить лицензию на
производство самолета «Моран-Солнье»
тип Н. До начала войны там
построили и передали в RFC 34
машины, предназначенные для
обучения летного состава. А
общее количество построенных во
Франции «Моранов» типов Н и G
составило 94 машины. Причем
последние строились в двух
вариантах - GA и GB,
отличавшиеся моторами - «Рон» 80
л. с. на первом и «Гном» 80 л.
с. на втором.
Большое распространение получили
«Мораны» в России. Производство
их было развернуто на нескольких
отечественных заводах. Так,
предприятие В. В. Слюсаренко,
эвакуированное с началом войны
из Риги в С.-Петербург,
выпускало в 1916– 1917 годах от
5 до 15 аппаратов, типа G и Н в
месяц. Небольшое количество этих
машин построил на своем заводе в
С.Петербурге А.А.Пороховщиков.
Кроме того, С.-Петербургский
завод В.А.Лебедева получил заказ
выпустить к 1915 году 60 «Моранов»,
но выполнена была только
половина заказа.
Наиболее мощное производство
русских «Моранов» развернулось
на заводе «Дукс» в Москве. Его
владельцем был обрусевший немец
Ю.А.Меллер, сменивший с началом
войны фамилию на Брежнева.
Завод, под его руководством,
отдавал предпочтение
иностранным, надежно освоенным
машинам. Довоенное производство
на предприятии составляло 10–12
самолетов в месяц, треть из
которых - «Мораны» типов G, H и
L. Кроме того, только завод «Дукс»
совместно с Аэротехническим
заводом строил эти самолеты с
лыжным шасси. После начала
боевых действий выпуск резко
возрос.
Московский завод итальянского
конструктора Моска выпускал в
среднем по 5 самолетов в месяц,
это были «Ньюпоры» и «Мораны»
типов G и Н. В 1916 году Моска
начал производство самолета
собственной конструкции - «Моска
МБ», являвшегося ничем иным, как
несколько видоизмененным
аналогом «Морана». Небольшое
количество «Моранов» G произвел
перед войной завод А.А.Анатра в
Одессе.
В России перед войной на
«Моранах» был предпринят целый
ряд дальних полетов. Самые
крупные и известные из них -
перелет французского авиатора
Бриндежона де Мулине из Парижа в
Москву и перелет А.А.Васильева,
Л.Летона и Л.А.Галанчиковой из
Москвы в Париж, предпринятый в
1913 году. 11 июля 1914 года
состоялся знаменитый перелет
П.Н.Нестерова из Москвы в
С.-Петербург за 5 часов на
«Моране» G.
«Мораны» типа G и Н обозначались
у нас, как типы «Ж16М» и «Ж14М»,
встречалось и сокращенное
название «Морже».
ЛТХ |
Type G |
Размах крыла, м |
10.20 |
Длина, м |
6.70 |
Высота, м |
2.10 |
Площадь крыла, м2 |
16.00 |
Масса пустого
самолета, кг |
508 |
Масса нормальная
взлетная, кг |
610 |
Тип двигателя |
1 ПД Rhone |
Мощность, л.с. |
1 х 60 |
Максимальная
скорость , км/ч |
115 |
Крейсерская скорость
, км/ч |
92 |
Продолжительность
полета, ч.мин |
1.30 |
Максимальная
скороподъемность, м/мин |
100 |
Практический
потолок, м |
4000 |
Экипаж |
1 |
Вооружение |
один-два 7.7-мм
пулемета |