AT-6 Texan -
учебно-тренировочный самолет,
разработанный американской
фирмой North American Aviation
Inc.Самый интенсивно
использовавшийся тренировочный
самолет всех времен, Harvard,
построенный компанией North
American в количестве более
17000 экземпляров, был создан на
основе опытного варианта North
American NA-16, совершившего
первый полет в апреле 1935 г.
Техническое задание на
тренировочный самолет привело к
разработке модели NA-26, которая
являлась вариантом модели NA-16,
имевшей убирающееся шасси с
хвостовым колесом, двигатель
R-1340 мощностью 600 л.с.
Серийные варианты включали в
себя самолет ВС-1 (177 машин, из
которых 30 были модифицированы в
тренировочные для обучения
полетам по приборам ВС-1I),
BC-1A (93 самолета) с
изменениями планера и один
самолет ВС-1В с модифицированным
центропланом. 94 самолета АТ-6
Texan мало отличались от модели
ВС-1А. Последующие варианты
включали АТ-6А (1847 самолетов)
с двигателем R-1340–49 и
измененными топливными баками,
АТ-6В (400 машин) - самолет для
подготовки стрелков, АТ-6С (2970
самолетов) и АТ-6D (4388
самолетов) с измененной силовой
конструкцией для экономии легких
сплавов и АТ-6F (956 самолетов)
с усиленным планером. После
модели NJ-1 поступили самолеты
SNJ-1 (16 машин, похожих на
модель ВС-1, но с металлической
обшивкой фюзеляжа), SNJ-2 (61
самолет) с двигателем R-1340–56,
SNJ-4 (2400 самолетов) и SNJ-5
(1357), эквивалентные моделям
АТ-6С и АT-6D, и SNJ-6.
Обозначение SNJ-5С было дано
самолетам SNJ-5, оборудованным
тормозными крюками для обучения
посадке на палубу.
В июне 1938 г. Великобритания
заказала 200 самолетов ВС-1,
обозначив их как Harvard Mk I.
600 машин, эквивалентных модели
АТ-6, были выпущены под
обозначением Harvard Mk II и
поставлены в ВВС Великобритании
(20 самолетов) и Новой Зеландии
(RNZAF) (67 машин), оставшиеся
самолеты были отправлены в
Канаду. Были также приобретены
самолеты Harvard Mk III,
эквивалентные соответственно
моделям АТ-6С и АТ-6D;
обозначение Harvard Mk IIВ было
дано 2610 самолетам, построенным
под обозначением АТ-16 компанией
Noorduyn Aviation Ltd в Монреале
для использования в ВВС
Великобритании и Канады и
соответствующим модели АТ-6А. В
1946 г. эта компания вошла в
состав корпорации Canadian Car
and Foundry, которая построила
для ВВС Канады 270 тренировочных
самолетов Harvard Mk 4 по
стандарту модели Т-6G и 285
похожих аэропланов под
обозначением T-6J. С 1949 г.
2068 самолетов Т-6 различных
вариантов были переоборудованы
под обозначением T-6G и получили
двигатель R-1340-AN-1,
увеличенный запас топлива,
усовершенствованную компоновку
кабины, управляемое хвостовое
колесо. Во время войны в Корее
97 самолетов были модифицированы
в конфигурацию LT-6G как
наблюдательные самолеты и
использовались в качестве
передового самолета наведения.
ЛТХ |
AT-6A |
Экипаж, чел |
2 |
Размах крыла, м |
12.8 |
Длина, м |
8.84 |
Высота, м |
3.55 |
Площадь крыла, кв.м |
23.57 |
Масса пустого
самолёта, кг |
1886 |
Масса нормальная
взлётная, кг |
2404 |
Макс. скорость на
высоте, км/ч |
330 |
Практическая
дальность, км |
1205 |
Практический
потолок, м |
7325 |
Двигатели |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность одного, л.с. |
1 |
ПД |
Pratt & Whitney
R-1340-47 |
1 |
600 |
Авиационное
артиллерийское оружие
|
Вариант |
Тип |
Модель |
Калибр, мм |
Кол-во |
Боекомплект |
1 |
Пулемет |
Colt |
7,62 |
2 |
|
Классификаторы |
Базовое применение |
УТС |
Тип двигателя |
Поршневой |
Тип фюзеляжа |
Однофюзеляжный |
Конструкция крыльев |
Моноплан |
Тип оперения |
Нормальное
однокилевое |
Тип ВПУ |
Сухопутный
трехопорный (передняя) |
Расположение
двигателей |
В фюзеляже |
Происхождение |
Иностранный
(ленд-лиз) |
Произведено |
|
Модификации |
Модель |
Описание |
NA-16 |
Опытный; двигатель
Wright R-975 Whirlwind
(400 л.с.); имел
открытые кабины. |
NA-26 |
Модификация NA-16;
двигатель Pratt &
Whitney R-1340 Wasp (600
л.с.); имел убирающееся
шасси с хвостовым
колесом. |
AT-6 |
Модификация ВС-1А;
имел незначительные
изменения в
оборудовании. |
AT-6A |
Модификация АТ-6;
двигатель Pratt &
Whitney R-l340-49 Wasp;
изменена топливная
система. |
AT-6B |
Версия
учебно-тренировочного
самолета для подготовки
стрелков. |
AT-6C/D |
Для экономии легких
сплавов изменена
конструкция планера. |