По любым меркам Avro 504 был
примечательным самолетом. Тысячи
людей вспоминают его с любовью -
как самолет, на котором
обучались пилоты, или как биплан
для развлекательных прогулок, на
котором многие совершили свои
первые полеты. Истоки самолета
Avro 504 лежат в Avro 500, и
первый Avro 504 поднялся в
воздух в английском Брукленде в
июле 1913 г., оснащенный
ротативным двигателем Gnome,
мощностью 80 л.с. В сентябре он
принял участие во втором
авиационном Дерби в Хендоне,
финишировав на четвертом месте,
и показал среднюю скорость 107
км/час. За этим последовало
значительное количество полетов,
и контракт военного ведомства на
12 самолетов для Королевской
воздушной команды (RFC - Royal
Flying Command), подписанный
летом 1913 г. Еще несколько Avro
504, было заказано частными
лицами, некоторые с поплавками и
другими модификациями.
Адмиралтейство также заказало
самолет Avro 504, и четыре
первых экземпляра принимали
участие в известном налете на
ангары дирижаблей Фридрихсхафен
Цеппелин 21 ноября 1914 г., при
этом один самолет был потерян.
Avro 504 не находился, однако, в
слишком интенсивной
эксплуатации, так как был
предназначен в основном для
учебных целей, и с этой задачей
он справился превосходно.
Модификации базового проекта
начались с самолета Avro 504А,
который имел меньшего размера
элероны и более широкие стойки
бипланной коробки. 63 базовых
Avro 504 были изготовлены, за
ними последовали 50 самолетов
Avro 504А, а к концу войны, в
1918 г., число выпущенных
самолетов превысило 8000
экземпляров. Фирма A.V. Roe
построила 3696 самолетов, а
остальные поступили от других
подрядчиков, включая Brush
Electrical, Parnall, Sаunders,
Bleriot & Spad.
Ранние серийные самолеты 504
имели семицилиндровый двигатель
Gnome Monosoupape мощностью 80
л.с. вместо двигателя Gnome
опытного самолета. Вслед за Avro
504А появились: Avro 504В для
эскадрильи ВМФ Великобритании с
увеличенным килем и
модифицированным хвостовым
костылем; Avro 504С -
одноместный вариант, выпущенный
для ВМФ для антидирижаблевого
патрулирования, и аналогичная
одноместная модификация Avro
504D для ВВС Великобритании; все
они были оборудованы двигателем
Gnome мощностью 80 л.с.
Усиленный и модифицированный
Avro 504С был использован для
испытаний взлета с катапульты, и
в такой форме аппарат был
обозначен как Avro 504Н. Ранее
был испытан Avro 504В с
тормозными колесами шасси. Свое
настоящее место - учебного
самолета - Avro 504 занял после
пришествия в 1916 году Avro
504J.
Серийные самолеты начали
поставляться с 1917 г., и среди
подразделений, которые были
укомплектованы новой моделью,
была школа специальных полетов
ВВС Великобритании. Именно в
этой области преуспел Avro 504J,
и на его производство
последовали крупные заказы.
Вследствие того, что Avro 504
изначально предназначался для
использования в качестве
фронтового самолета, были
сделаны большие заказы на
двигатели Gnome Monosoupape для
этого самолета, но производство
двигателей не поддерживалось
соответствующим количеством
самолетов. Излишек двигателей
был востребован для установки их
на новые самолеты, Avro 504J
также выпускался с двигателями
Clerget мощностью 130 л.с., и Le
Rhone, мощностью 110 л.с. или 80
л.с.
Необходимые модификации по
подгонке планера самолета к
различным двигателям были
выполнены силами компании Avro,
в результате появилась
универсальная модель Avro 504К,
работавшая с любым типом
двигателя. После войны этот тип
самолета продолжал оставаться в
эксплуатации как стандартный
учебный самолет ВВС
Великобритании до тех пор, пока
его не заменил Avro 504N.
Несколько Avro 504К были
использованы для разнообразных
испытаний. В ходе осуществления
программы массового производства
стало очевидно, что после
окончания войны высвободится
огромное количество самолетов.
Avro 504К был исключительно
удобен для гражданских целей и
более чем 300 самолетов были
зарегистрированы в Британии
между 1919 и 1930 гг. В основном
они применялись как учебные,
экскурсионные и как
буксировщики.
Самолеты Avro продолжали успешно
эксплуатироваться до тридцатых
годов, когда им на замену пришли
самолеты Avro Avian и De
Havilland Moth. Еще два варианта
самолета серии 504 заслуживают
упоминания перед 504N. Самолет
Avro 504L, первый послевоенный
вариант, был гидросамолетом;
построено шесть трехместных
машин, оснащенных ротативным
двигателем Bentley B.R.1
мощностью 150 л.с. и
использовавшихся для
развлекательных прогулок.
Дополнительно к этому несколько
самолетов Avro 504К с двигателем
Clerget мощностью 130 л.с. были
оснащены поплавками. Самолет
Avro 504М был попыткой построить
биплан с кабиной для двоих; для
этого был спроектирован
стандартный фюзеляж, к нему
приделали крышу из клееной
фанеры и добавили иллюминаторы.
В качестве силовой установки
применялся девятицилиндровый
двигатель Gnome Monosoupape
мощностью 100 л.с. Один Avro
504М интенсивно использовался
для развлекательных прогулок в
течение лета 1919 г. В попытке
улучшить летные данные компания
разработала Avro 504Е для
эскадрильи ВМФ Великобритании,
оснащенный двигателем Gnome
Monosoupape мощностью 100 л.с.
Было сделано большое число
изменений, включая уменьшение
выноса крыла. Всего построено 10
экземпляров.
ЛТХ |
Avro 504K |
Размах крыла, м |
10.97 |
Длина, м |
8.97 |
Высота, м |
3.17 |
Площадь крыла, м2 |
30.66 |
Масса пустого
самолета, кг |
558 |
Масса нормальная
взлетная, кг |
830 |
Тип двигателя |
1 ПД Le Rhone |
Мощность, л.с. |
1 х 110 |
Максимальная
скорость , км/ч |
153 |
Крейсерская скорость
, км/ч |
124 |
Практическая
дальность, км |
402 |
Продолжительность
полета, ч |
3.0 |
Практический
потолок, м |
4875 |
Экипаж |
2 |
Вооружение |
один 7.7-мм пулемет
Lewis |