иностранная военная авиация
Иностранная авиация
Бомбардировщики
Самолеты разведчики

North American Р-51 «Mustang»

North American Р-51 «Mustang»

Один из наиболее эффективных истребителей Второй мировой войны, самолет Норт Американ Р-51 Мустанг начал свою историю как модель NA-73X, построенный в соответствии с британским техническим заданием от апреля 1940 г. Из-за угрожающей ситуации в Европе он был закончен на 120 дней раньше, чем планировалось, но двигатель Аллисон (Allison) V-1710-F3R мощностью 820 кВт (1100 л.с.) запаздывал, и опытный образец совершил свой первый полет только 26 октября 1940 г.
Первый серийный экземпляр из 320 заказанных самолетов NA-73 начал полеты 1 мая 1941 г. Вторая серия самолетов для оценочных испытаний прибыла из США в Великобританию в ноябре 1941 г. Обозначенные как Мустанг Mk I, эти самолеты вскоре показали в различных испытаниях замечательные летные характеристики на низких высотах, которые, правда, быстро ухудшались на высоте более 3660 м (12000 футов) из-за уменьшения выходной мощности двигателя Аллисон. Это означало, что Мустанг в Европе мог применяться главным образом как тактический разведчик или штурмовик.

На многие Мк1 ВВС Великобритании были установлены фотокамеры. Условием одобрения правительством США дальнейшего развития и производства самолетов NA-73 была поставка двух машин для оценочных испытаний в Авиационный корпус армии США, который обозначил их как XP-51. 150 самолетов Р-51, заказанных для поставки в Великобританию по ленд-лизу, отличались от первоначальных серийных самолетов тем, что имели самогерметизирующиеся топливные баки и четыре пушки калибра 20 мм вместо пулеметного вооружения. ВВС Великобритании получили 93 экземпляра этого варианта, обозначив их как Мустанг Mk IA, а 55 оборудованных фотокамерой самолетов F-6A поступили в ВВС США для целей тактической разведки; оставшиеся два самолета имели установленные для оценки двигатели Мерлин (Merlin) V-1650–3 мощностью 1066 кВт (1430 л.с.), построенные компанией Паккард (Packard). Затем эти самолеты получили обозначения ХР-78, а позднее ХР-51В. Это произошло потому, что испытания ВВС США опытных самолетов ХР-51 подтвердили заключение ВВС Великобритании о неудовлетворительности высотных летных характеристик. Слабое место было ликвидировано в Великобритании экспериментальной установкой двигателей Роллс-Ройс Мерлин (Rolls-Royce Merlin) 61 и 65. С принятием этого мотора в США самолеты ХР-51В показали максимальную скорость на высоте 9085 м (29800 футов) - 710 км/час (441 миль/час), что привело к крупносерийным заказам самолетов Р-51 с двигателями Мерлин.

Чуть позже решение Великобритании использовать Мустанги в качестве штурмовиков привело к приобретению ВВС США 500 самолетов А-36А, названных сначала Апач (Apache), но позднее обозначенных британским названием Мустанг, которые имели тормозной щиток, применяемый при пикировании, и подкрыльные бомбодержатели. Единственный самолет А-36А был поставлен в ВВС Великобритании. Почти одновременно с приобретением самолетов А-36А ВВС США заказали 310 истребителей Р-51А с двигателем V-1710–81 мощностью 895 кВт (1200 л.с.) и вооружением из четырех пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и подкрыльных бомбодержателей; 50 машин были поставлены в ВВС Великобритании, где их обозначили как мустанг Mk II, еще 35 машин были переделаны в тактические разведчики F-6B для ВВС США. Производство вариантов с двигателем Мерлин началось в 1943 г. с 1988 самолетов Р-51В, и в основном похожих самолетов Р-51С, которых было построено 1750 экземпляров. Оба отличались от ранних вариантов тем, что имели усиленный фюзеляж, перепроектированные элероны и вооружение из четырех пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма).

Поставки по ленд-лизу для ВВС Великобритании этих вариантов насчитывали 274 и 636 экземпляров соответственно; все самолеты были обозначены как Мустанг Mk III. Около 71 самолета Р-51В и Р-51С, полученных ВВС США, было модифицировано в тактические разведчики F-6C. Основной серийный вариант истребителя P-51D (построено 7956 экземпляров) имел круглый фонарь для улучшения обзора, измененную заднюю часть фюзеляжа и шесть пулеметов калибра 12,7 мм (0,5 дюйма). Из этого числа 136 самолетов были переделаны в тактические разведчики F-6D, а 281 самолет был передан ВВС Великобритании, которые обозначили их как Мустанг Mk IV.

Затем последовало 1500 в основном похожих истребителей Р-51К, 163 самолета из которых были модифицированы как тактические разведчики F-6K, а 594 машины были переданы ВВС Великобритании и также получили обозначение Мустанг Mk IV. Испытания легких опытных самолетов XP-51F, XP-51G и XP-51J с различными двигателями привели к последнему серийному варианту Р-51Н (построено 555 экземпляров). В связи с завершением войны были аннулированы заказы на 1700 самолетов P-51L, оснащенных двигателями V-1650–11, и 1628 истребителей Р-51М. Производство в США самолетов Мустанг завершилось числом 15386. В Австралии было собрано 80 самолетов P-51D из импортированных комплектующих. Они служили в ВВС Австралии под обозначением Мустанг Mk 20. После этого последовало лицензионное производство для ВВС Австралии, которое составило 26 самолетов Мустанг Mk 21 с двигателями V-1650–7 (14 из них были позднее переделаны в конфигурацию Мустанг Mk 22), 67 самолетов Мустанг Mk 23 с двигателями Мерлин 66 или 70 и 13 самолетов Мустанг Mk 22 для тактической разведки. По ленд-лизу 50 самолетов P-51D были поставлены в ВВС Китая и 40 - в Вооруженные силы Нидерландов на Тихом океане.

ЛТХ P-51A-10-NA
Размах крыла, м 11.28
Длина, м 9.75
Высота, м 2.64
Площадь крыла, м2 21.65
Масса пустого самолета, кг 2918
Масса нормальная взлетная, кг 3901
Масса максимальная взлетная 4808
Максимальная скорость , км/ч 628
Практическая дальность, км 1207
Практическая дальность с ПТБ, км 3782
Скороподъемность, м/мин 693
Практический потолок, м 9555
Экипаж 1


Типы двигателей
Вариант Тип Модель Кол-во Мощность, л.с.
1 ПД Allison V-1710-81 1 1200


Авиационное артиллерийское оружие
Вариант Тип Модель Калибр, мм Кол-во Боекомплект
1 Пулемет   12,7 4 общий 1260


Авиационные средства поражения
Вариант Тип Модель Масса, кг Кол-во Нагрузка, кг
1 Бомбы   125 2 250
2 Бомбы   160 2 320
3 Бомбы   250 2 500


Классификаторы
Базовое применение Истребитель
Тип двигателя Поршневой
Тип фюзеляжа Однофюзеляжный
Конструкция крыльев Моноплан (среднеплан)
Тип оперения Нормальное однокилевое
Тип ВПУ Сухопутный колесный трехопорный (с хвостовой опорой)
Расположение двигателей В фюзеляже
Происхождение Иностранный (ленд-лиз)


Модификации
Модель Особенности Кол-во экз.
NA-73 прототип; двигатель Allison V-1710-F3R (1100 л.с.) 1
Mustang Mk.I начальная серия; версия тактического истребителя-разведчика; вооружение: 4 х 12,7-мм и 4 х 7,62-мм пулемета; заказ Великобритании; 2 экз. использовались в АГК как ХР-51 620
Mustang Mk.IA модификация Mk.I; имел протектированные баки; вооружение: 4 х 20-мм пушки; 93 экз. поставлены в КВС по ленд-лизу  
Mustang Mk.II модификация Mk.I; версия дальнего истребителя-разведчика; имел форсированный двигатель; вооружение: 4 х 12,7-мм пулемета; 50 экз. поставлены в КВС по ленд-лизу  
Mustang Mk.X модификация Mk.I с двигателем Rolls-Royce Merlin 61 или 65; конверсия 4 экз.  
Р-51 эквивалент Mustang Mk.IA для АГК; поставлены в КВС (93 экз.) и АГК (57 экз.) 151
Р-51А эквивалент Mustang Mk.II для АГК 275
F-6А модификация Р-51; версия тактического разведчика 55
F-6B модификация Р-51 А; версия тактического разведчика 35
А-36А модификация Р-51; версии пикирующего бомбардировщика и штурмовика; вооружение: 6 х 12,7-мм пулеметов (к.); установлены воздушные тормоза; 1 самолет с бомбодержателями поставлен в КВС 500
ХР-51В прототип; модификация Р-51 с двигателем Packard Merlin V-1650-3; вооружение: 4 х 20-мм пушки 2
Р-51В серийный; некоторые самолеты имели выпуклый ("пузырь") фонарь кабины; вооружение: 4 х 12,7-мм пулемета 1988
Р-51С модификация Р-51В; имел выпуклый фонарь кабины; многие самолеты оснащены двигателем Packard V-1650-7 (1510 л.с.); завод Dallas 1750
F-6C версия тактического разведчика; конверсия 71 экз. Р-51В и 20 экз. Р-51С  
Mustang Mk.III эквивалент 274 экз. Р-51В и 636 экз. Р-51С для КВС; ленд-лиз 910
P-51D модификация Р-51В; версия дальнего истребителя-перехватчика; установлен фонарь кабины без переплета ("пузырь"); убран гаргрот; увеличена площадь киля; вооружение: 6 х 12,7-мм пулеметов 7966
XP-51F, G версия легкого истребителя; двигатель Packard и Rolls-Royce соответственно; 1 экз. поставлен в КВС 5
Р-51Н модификация XP-51F; серийный; 1 экз. поставлен в КВС 555
ХР-51 J модификация XP-51F; двигатель Allison (1500 л.с.) 2
Р-51К модификация P-51D; имел незначительные изменения в конструкции 1337
Р-51М модификация Р-51Н; двигатель Packard V-1650-9A  
F-6D версия тактического разведчика; конверсия 136 экз. P-51D  
F-6K версия тактического разведчика; конверсия 163 экз. Р-51К  
Mustang Mk.IV эквивалент P-51D для КВС; 875 экз. поставлены по ленд-лизу  
Mustang 20-24 (СА-17/18) эквивалент P-51D для КВС Австралии; завод Commonwealth Aircraft (Австралия, лицензия) 200

Истребители
Транспортные самолеты
Реклама
Учебно-тренировочные
Морские самолеты