Один из наиболее эффективных
истребителей Второй мировой
войны, самолет Норт Американ
Р-51 Мустанг начал свою историю
как модель NA-73X, построенный в
соответствии с британским
техническим заданием от апреля
1940 г. Из-за угрожающей
ситуации в Европе он был
закончен на 120 дней раньше, чем
планировалось, но двигатель
Аллисон (Allison) V-1710-F3R
мощностью 820 кВт (1100 л.с.)
запаздывал, и опытный образец
совершил свой первый полет
только 26 октября 1940 г.
Первый серийный экземпляр из 320
заказанных самолетов NA-73 начал
полеты 1 мая 1941 г. Вторая
серия самолетов для оценочных
испытаний прибыла из США в
Великобританию в ноябре 1941 г.
Обозначенные как Мустанг Mk I,
эти самолеты вскоре показали в
различных испытаниях
замечательные летные
характеристики на низких
высотах, которые, правда, быстро
ухудшались на высоте более 3660
м (12000 футов) из-за уменьшения
выходной мощности двигателя
Аллисон. Это означало, что
Мустанг в Европе мог применяться
главным образом как тактический
разведчик или штурмовик.
На многие Мк1 ВВС Великобритании
были установлены фотокамеры.
Условием одобрения
правительством США дальнейшего
развития и производства
самолетов NA-73 была поставка
двух машин для оценочных
испытаний в Авиационный корпус
армии США, который обозначил их
как XP-51. 150 самолетов Р-51,
заказанных для поставки в
Великобританию по ленд-лизу,
отличались от первоначальных
серийных самолетов тем, что
имели самогерметизирующиеся
топливные баки и четыре пушки
калибра 20 мм вместо пулеметного
вооружения. ВВС Великобритании
получили 93 экземпляра этого
варианта, обозначив их как
Мустанг Mk IA, а 55
оборудованных фотокамерой
самолетов F-6A поступили в ВВС
США для целей тактической
разведки; оставшиеся два
самолета имели установленные для
оценки двигатели Мерлин (Merlin)
V-1650–3 мощностью 1066 кВт
(1430 л.с.), построенные
компанией Паккард (Packard).
Затем эти самолеты получили
обозначения ХР-78, а позднее
ХР-51В. Это произошло потому,
что испытания ВВС США опытных
самолетов ХР-51 подтвердили
заключение ВВС Великобритании о
неудовлетворительности высотных
летных характеристик. Слабое
место было ликвидировано в
Великобритании экспериментальной
установкой двигателей Роллс-Ройс
Мерлин (Rolls-Royce Merlin) 61 и
65. С принятием этого мотора в
США самолеты ХР-51В показали
максимальную скорость на высоте
9085 м (29800 футов) - 710
км/час (441 миль/час), что
привело к крупносерийным заказам
самолетов Р-51 с двигателями
Мерлин.
Чуть позже решение
Великобритании использовать
Мустанги в качестве штурмовиков
привело к приобретению ВВС США
500 самолетов А-36А, названных
сначала Апач (Apache), но
позднее обозначенных британским
названием Мустанг, которые имели
тормозной щиток, применяемый при
пикировании, и подкрыльные
бомбодержатели. Единственный
самолет А-36А был поставлен в
ВВС Великобритании. Почти
одновременно с приобретением
самолетов А-36А ВВС США заказали
310 истребителей Р-51А с
двигателем V-1710–81 мощностью
895 кВт (1200 л.с.) и
вооружением из четырех пулеметов
калибра 12,7 мм (0,5 дюйма) и
подкрыльных бомбодержателей; 50
машин были поставлены в ВВС
Великобритании, где их
обозначили как мустанг Mk II,
еще 35 машин были переделаны в
тактические разведчики F-6B для
ВВС США. Производство вариантов
с двигателем Мерлин началось в
1943 г. с 1988 самолетов Р-51В,
и в основном похожих самолетов
Р-51С, которых было построено
1750 экземпляров. Оба отличались
от ранних вариантов тем, что
имели усиленный фюзеляж,
перепроектированные элероны и
вооружение из четырех пулеметов
калибра 12,7 мм (0,5 дюйма).
Поставки по ленд-лизу для ВВС
Великобритании этих вариантов
насчитывали 274 и 636
экземпляров соответственно; все
самолеты были обозначены как
Мустанг Mk III. Около 71
самолета Р-51В и Р-51С,
полученных ВВС США, было
модифицировано в тактические
разведчики F-6C. Основной
серийный вариант истребителя
P-51D (построено 7956
экземпляров) имел круглый фонарь
для улучшения обзора, измененную
заднюю часть фюзеляжа и шесть
пулеметов калибра 12,7 мм (0,5
дюйма). Из этого числа 136
самолетов были переделаны в
тактические разведчики F-6D, а
281 самолет был передан ВВС
Великобритании, которые
обозначили их как Мустанг Mk IV.
Затем последовало 1500 в
основном похожих истребителей
Р-51К, 163 самолета из которых
были модифицированы как
тактические разведчики F-6K, а
594 машины были переданы ВВС
Великобритании и также получили
обозначение Мустанг Mk IV.
Испытания легких опытных
самолетов XP-51F, XP-51G и
XP-51J с различными двигателями
привели к последнему серийному
варианту Р-51Н (построено 555
экземпляров). В связи с
завершением войны были
аннулированы заказы на 1700
самолетов P-51L, оснащенных
двигателями V-1650–11, и 1628
истребителей Р-51М. Производство
в США самолетов Мустанг
завершилось числом 15386. В
Австралии было собрано 80
самолетов P-51D из
импортированных комплектующих.
Они служили в ВВС Австралии под
обозначением Мустанг Mk 20.
После этого последовало
лицензионное производство для
ВВС Австралии, которое составило
26 самолетов Мустанг Mk 21 с
двигателями V-1650–7 (14 из них
были позднее переделаны в
конфигурацию Мустанг Mk 22), 67
самолетов Мустанг Mk 23 с
двигателями Мерлин 66 или 70 и
13 самолетов Мустанг Mk 22 для
тактической разведки. По
ленд-лизу 50 самолетов P-51D
были поставлены в ВВС Китая и 40
- в Вооруженные силы Нидерландов
на Тихом океане.
ЛТХ |
P-51A-10-NA |
Размах крыла, м |
11.28 |
Длина, м |
9.75 |
Высота, м |
2.64 |
Площадь крыла, м2 |
21.65 |
Масса пустого
самолета, кг |
2918 |
Масса нормальная
взлетная, кг |
3901 |
Масса максимальная
взлетная |
4808 |
Максимальная
скорость , км/ч |
628 |
Практическая
дальность, км |
1207 |
Практическая
дальность с ПТБ, км |
3782 |
Скороподъемность,
м/мин |
693 |
Практический
потолок, м |
9555 |
Экипаж |
1 |
Типы
двигателей |
Вариант |
Тип |
Модель |
Кол-во |
Мощность, л.с. |
1 |
ПД |
Allison V-1710-81 |
1 |
1200 |
Авиационное
артиллерийское оружие
|
Вариант |
Тип |
Модель |
Калибр, мм |
Кол-во |
Боекомплект |
1 |
Пулемет |
|
12,7 |
4 |
общий 1260 |
Авиационные средства
поражения |
Вариант |
Тип |
Модель |
Масса, кг |
Кол-во |
Нагрузка, кг |
1 |
Бомбы |
|
125 |
2 |
250 |
2 |
Бомбы |
|
160 |
2 |
320 |
3 |
Бомбы |
|
250 |
2 |
500 |
Классификаторы |
Базовое применение |
Истребитель |
Тип двигателя |
Поршневой |
Тип фюзеляжа |
Однофюзеляжный |
Конструкция крыльев |
Моноплан
(среднеплан) |
Тип оперения |
Нормальное
однокилевое |
Тип ВПУ |
Сухопутный колесный
трехопорный (с хвостовой
опорой) |
Расположение
двигателей |
В фюзеляже |
Происхождение |
Иностранный
(ленд-лиз) |
Модификации |
Модель |
Особенности |
Кол-во экз. |
NA-73 |
прототип; двигатель
Allison V-1710-F3R (1100
л.с.) |
1 |
Mustang Mk.I |
начальная серия;
версия тактического
истребителя-разведчика;
вооружение: 4 х 12,7-мм
и 4 х 7,62-мм пулемета;
заказ Великобритании; 2
экз. использовались в
АГК как ХР-51 |
620 |
Mustang Mk.IA |
модификация Mk.I;
имел протектированные
баки; вооружение: 4 х
20-мм пушки; 93 экз.
поставлены в КВС по
ленд-лизу |
|
Mustang Mk.II |
модификация Mk.I;
версия дальнего
истребителя-разведчика;
имел форсированный
двигатель; вооружение: 4
х 12,7-мм пулемета; 50
экз. поставлены в КВС по
ленд-лизу |
|
Mustang Mk.X |
модификация Mk.I с
двигателем Rolls-Royce
Merlin 61 или 65;
конверсия 4 экз. |
|
Р-51 |
эквивалент Mustang
Mk.IA для АГК;
поставлены в КВС (93
экз.) и АГК (57 экз.) |
151 |
Р-51А |
эквивалент Mustang
Mk.II для АГК |
275 |
F-6А |
модификация Р-51;
версия тактического
разведчика |
55 |
F-6B |
модификация Р-51 А;
версия тактического
разведчика |
35 |
А-36А |
модификация Р-51;
версии пикирующего
бомбардировщика и
штурмовика; вооружение:
6 х 12,7-мм пулеметов
(к.); установлены
воздушные тормоза; 1
самолет с
бомбодержателями
поставлен в КВС |
500 |
ХР-51В |
прототип;
модификация Р-51 с
двигателем Packard
Merlin V-1650-3;
вооружение: 4 х 20-мм
пушки |
2 |
Р-51В |
серийный; некоторые
самолеты имели выпуклый
("пузырь") фонарь
кабины; вооружение: 4 х
12,7-мм пулемета |
1988 |
Р-51С |
модификация Р-51В;
имел выпуклый фонарь
кабины; многие самолеты
оснащены двигателем
Packard V-1650-7 (1510
л.с.); завод Dallas |
1750 |
F-6C |
версия тактического
разведчика; конверсия 71
экз. Р-51В и 20 экз.
Р-51С |
|
Mustang Mk.III |
эквивалент 274 экз.
Р-51В и 636 экз. Р-51С
для КВС; ленд-лиз |
910 |
P-51D |
модификация Р-51В;
версия дальнего
истребителя-перехватчика;
установлен фонарь кабины
без переплета
("пузырь"); убран
гаргрот; увеличена
площадь киля;
вооружение: 6 х 12,7-мм
пулеметов |
7966 |
XP-51F, G |
версия легкого
истребителя; двигатель
Packard и Rolls-Royce
соответственно; 1 экз.
поставлен в КВС |
5 |
Р-51Н |
модификация XP-51F;
серийный; 1 экз.
поставлен в КВС |
555 |
ХР-51 J |
модификация XP-51F;
двигатель Allison (1500
л.с.) |
2 |
Р-51К |
модификация P-51D;
имел незначительные
изменения в конструкции |
1337 |
Р-51М |
модификация Р-51Н;
двигатель Packard
V-1650-9A |
|
F-6D |
версия тактического
разведчика; конверсия
136 экз. P-51D |
|
F-6K |
версия тактического
разведчика; конверсия
163 экз. Р-51К |
|
Mustang Mk.IV |
эквивалент P-51D для
КВС; 875 экз. поставлены
по ленд-лизу |
|
Mustang 20-24
(СА-17/18) |
эквивалент P-51D для
КВС Австралии; завод
Commonwealth Aircraft
(Австралия, лицензия) |
200 |